Покупка квартиры сопровождается несколькими обязательными документами. Договор купли-продажи – главный правоустанавливающий документ, на основе которого в дальнейшем квартира будет принадлежать покупателю. Помимо него нужно затребовать у продавца расписку в получении денежных средств за квартиру. В сделках с недвижимостью на вторичном рынке (и даже жилья в новостройке, если его продаёт физлицо) расписка в получении денег играет роль чека, приложенного к договору. Некоторые юридические операции в дальнейшем обязательно потребуют предъявления этой бумаги. Как её составить, чтобы она была законной? Расскажем в статье.
Для чего нужна расписка в получении денег в крупных сделках
Расписка является единственным доказательством того, что деньги были переданы. Если её нет, недобросовестный продавец, получивший сумму, может заявить, что никакой передачи денег не было, и даже подать в суд. Поэтому при передаче крупной суммы денег обязательно нужно взамен получить письменную фиксацию факта получения денег продавцом.
Что даёт расписка:
- Гарантия безопасности сделки с точки зрения добросовестности продавца;
- Она нужна при оформлении налогового вычета за квартиру;
- Она доказывает, что продавец получил именно ту сумму, которая была прописана в договоре.
Правила оформления
Чтобы документ имел юридическую силу, к нему предъявляется много требований.
Это – общие требования к любым распискам, которые не требуют заверения нотариуса.
Правила получения денег:
- Бумага составляется продавцом или тем, кто действует от его имени. Если деньги получает доверенное лицо, он пишет расписку от своего имени. К ней прикрепляется документ, доказывающий доверие прав от собственника (нотариальная доверенность).
- Если собственников несколько, и они вместе продают один объект недвижимости, каждый составляет бумагу от своего имени на ту часть денег, которую получил за свою долю.
Правила полного расчёта при внесении задатка:
- Задаток или аванс, даже если он небольшой, тоже передаётся только через расписку, чтобы зафиксировать факт передачи денег.
- Если к моменту окончательной сделки за квартиру уже был внесён первый платёж (авансовый или задаток), продавец и покупатель составляют новую расписку: в ней указывается полная сумма, соответствующая договору купли-продажи. После этого старая расписка уничтожается. Так – до тех пор, пока полная сумма не будет выплачена.
Требования к самой бумаге:
- Расписка не может содержать ошибок, исправлений, помарок. Если это случилось, бумагу составляют заново.
- Текст, полностью набранный на компьютере, — спорный документ. Не стоит рисковать. Максимум, что допускается – использование бланка расписки, который поможет понять, вся ли информация указана, и заполнить документ по форме.
- Всё, что указывается в расписке, должно быть написано полностью: не допускаются сокращения. Расшифровка подписи тоже требуется полная.
- Документ пишется от руки ручкой с синей пастой: она долговечнее чёрной, и через много лет не возникнет сомнений, что документ – оригинал, а не копия.
Требования к количеству расписок:
- Бумага составляется в единственном экземпляре, если есть один продавец и один покупатель.
- Один покупатель может получить по одной расписке от каждого продавца, если они продают одну квартиру вместе.
- Если покупателей несколько (супруги, дети), и они приобретают недвижимость в долевую собственность, каждый будущий владелец доли должен получить расписку на свою долю от общей суммы. В дальнейшем оригинал бумаги потребуется для оформления налогового вычета.
Прочие требования:
- Расписка составляется даже в том случае, если деньги переводятся по безналу. Чек от банка не является юридически значимым документом.
- Бывает, что передача денег проходит при свидетелях. Их данные тоже могут быть внесены в расписку отдельным пунктом.
Порядок действий продавца и покупателя
- В день, когда запланирована передача денег, продавец в присутствии покупателя сам составляет текст расписки.
- Покупатель проверяет документ на соответствие всем требованиям.
- Продавец подписывает экземпляр и передаёт бумагу в обмен на деньги.
Образец расписки
Чтобы бумага имела юридическую силу, она должна содержать:
- Персональные данные автора расписки: полное имя, сведения о рождении, адрес регистрации, адрес проживания, контактный телефон.
Важно! Если расписка составляется доверенным лицом, он пишет свои координаты, затем добавляет информацию о том, в чьих интересах и на основании какого документа он действует. И перечисляет информацию законного собственника квартиры.
- Полные реквизиты документа, подтверждающего указанную информацию (паспорт, доверенность).
- Данные о свидетелях передачи денег, если такие присутствуют на сделке.
- Полученная от покупателя или доверенного лица сумма: цифрами, а в скобках – прописью полностью, заканчивая строку словами «тысяч рублей».
- Причина получения денег (покупка квартиры с указанием её адреса и других данных выписки из ЕГРН). Указывается основание передачи денег – договор или задаток «в счёт стоимости».
- Фактическая дата получения.
- Заканчивается расписка фразой «расчёт произведён полностью, претензий не имею».
- Подпись и полная расшифровка.
Скачать бланк расписки можно здесь.
Расписки при получении денег в долг и возврате долга
Расписка в получении денег за квартиру – частный случай финансовых взаимоотношений между физическими лицами. Составлять такие бумаги рекомендуется даже на небольшие суммы, полученные в долг.
Например, если одно физлицо даёт другому крупную сумму, нужно составить расписку по вышеописанным правилам. Пишет бумагу получатель, а в тексте указывается сумма и срок, до которого долг будет полностью выплачен.
Заканчиваются такие отношения обратной распиской: бывший должник после возвращения всей суммы получает на руки бумагу о том, что долг погашен, и что кредитор претензий не имеет.
Заключение
Расписка в получении денег – гарантия безопасности и чистоты сделки. Такие бумаги всегда нужно иметь на руках: именно они становятся главным доказательством при решении споров в судебном порядке. Хранить расписку нужно вечно.