Снятие объекта недвижимости с кадастрового учета может быть обусловлено исключительно вескими причинами. Сложно представить, чтобы вполне пригодный для использования объект пошел под снос только ради избавления от налоговой нагрузки. Но и легальным способом оформить новое здание, возведенное на месте старого, не получится. Поэтому собственникам объектов, не пригодных для эксплуатации, стоит разобраться в процедуре исключения их из кадастра недвижимости.
Правовые аспекты
Основополагающим законом для рассматриваемой процедуры является ФЗ № 218. Из его смысла следует, что объект недвижимости, внесенный в кадастр, формально продолжает существовать вплоть до снятия с учета независимо от того, в каком состоянии он находится и можно ли его эксплуатировать.
Второй, применяемый в таких случаях, закон очерчивает круг оснований, при наличии которых допускается прекращение существования ОКС (объекта капитального строительства), а также регламентирует порядок его сноса. Речь идет о Градостроительном кодексе РФ.
Правила и основания
Бесспорное основание исключения записи из кадастра и аннулирования прав является прекращение существования объекта. Причинами тому могут быть саморазрушение ввиду ветхости постройки, пожар, уничтоживший большую часть площади и другие. В данном случае важна не причина, а текущее состояние, не позволяющее использовать недвижимость в будущем.
Другие основания для снятия:
- вступившее в силу решение суда, предписывающее снять объект с учета;
- раздел недвижимости на части, в результате которого первоначально зарегистрированное здание снимается с учета, а вместо него на учет ставятся вновь образованные объекты.
Правила снятия с учета могут несколько отличаться в зависимости от того, что представляет собой неугодный собственнику объект.
Так, например, если владелец намерен избавиться от постройки полностью, а также прекратить в отношении нее право собственности, ему придется задуматься о сносе.
В таком случае первоначально подается уведомление в орган местного самоуправления, далее осуществляется разборка здания, после чего собственник повторно информирует о завершении работ. Заключительный этап будет соответствовать общему алгоритму.
Правила ГрК РФ обязывают собственника подготовить проект, по которому будет осуществляться организация работ по сносу, если объект относится к категории нежилых капитальных зданий или сооружений.
Что касается физических лиц, последние вправе организовать снос принадлежащих им объектов без подготовки соответствующего проекта, если это:
- гараж;
- индивидуальный жилой дом;
- сооружение или строение вспомогательного назначения;
- некапитальная постройка.
Куда обращаться
В зависимости от того, какие действия намерен осуществить собственник, уполномоченным органом, в который следует обращаться, будет:
- Росреестр. В эту инстанцию подается заявление о снятии прекратившего существование объекта с учета и об аннулировании в отношении него прав.
- Орган местного самоуправления (соответствующий отдел при администрации). Сюда обращаются лица, которые прежде, чем снять объект с учета, намерены произвести его снос.
Порядок снятия с учета
Рассмотрим два алгоритма, первый из которых будет общим, второй связан с необходимостью сноса объекта недвижимости. Общий порядок снятия с учета:
- Обратиться к кадастровому инженеру, который произведет осмотр места расположения полностью или частично разрушенного объекта и по результатам составит акт.
- Подготовить пакет документов согласно утвержденному перечню.
- Подать заявление и пакет документов доступным для себя способом.
- Дождаться решения и получить выписку из ЕГРН, содержащую сведения о снятии объекта с учета и прекращении права собственности.
Когда процедуре снятия с учета предшествует процесс сноса ненужной постройки, вышеописанному алгоритму предшествует следующий порядок:
- Подготовка проекта организации работ по сносу (если требуется).
- Отключение объекта недвижимости от сетей инженерно-технического обеспечения.
- Подача в уполномоченный орган уведомления о планируемом сносе (документ нужно подать минимум за 7 дней до начала работ).
- Получение разрешения в форме уведомления.;
- Снос.
- Повторное направление уведомления в орган местного самоуправления, информирующее о завершении работ (подается в течение 7 дней после сноса).
После завершения всех этих этапов, можно переходить к процедуре снятия объекта с учета согласно общему алгоритму.
Обратите внимание! Государственная услуга, связанная со снятием недвижимости с кадастрового чета и прекращением прав, оказывается безвозмездно. Услуги кадастрового инженера оплачиваются отдельно. Их стоимость может варьироваться в зависимости от места проведения работ.
Заявление
Заявление имеет утвержденную Приказом Минэконоразвития России форму. Данная форма заполняется и передается в Росреестр в случаях, когда необходимо осуществить определенные действия с недвижимостью, в том числе снять объект с кадастрового учета и прекратить в отношении него права.
Документ (приложение № 1 к Приказу № 920 от 2015 г.) находится в открытом доступе и включает сведения следующего содержания:
- наименование уполномоченного органа;
- прошение осуществить то или иное действие (в данном случае кадастровый учет и регистрацию прав);
- сведения об объекте недвижимости;
- уточнения относительно необходимых действий (снятие с учета и прекращение права);
- данные правообладателя;
- сведения о доверенном лице (при наличии такового);
- способ подачи заявления и получения документов;
- приложение;
- личная подпись.
Подать заявление можно лично или через представляющее интересы собственника доверенное лицо. Из способов подачи актуальны следующие:
- направление документов почтой;
- подача заявления через отделение МФЦ;
- удаленно, через сайт ведомства (при наличии ЭЦП).
Пакет документов
Приложение заявления должно состоять из следующих документов:
- Личный паспорт заявителя (собственника или доверенного лица).
- Нотариальная доверенность (если в роли заявителя выступает представитель собственника).
- Акт обследования объекта, подготовленный кадастровым инженером.
- Решение суда с отметкой о вступлении в силу (если снятие осуществляется на основании судебного акта).
- Правоустанавливающий документ, если в кадастре отсутствуют сведения о правообладателе (если права возникли до 01.01.1998 г.).
Акт обследования
Данный документ представляет собой результат обследования недвижимости на местности, осуществленный с учетом сведений из ЕГРН, содержащий сведения о прекращении существования здания или сооружения с связи с его гибелью либо уничтожением.
Акт обследования для снятия с кадастрового учета объекта недвижимости составляется преимущественно в электронном виде и подписывается УКЭЦП кадастрового инженера. По желанию заказчика он оформляется и на бумажном носителе.
Снятие с учета частного дома
Снятие дома с кадастрового учета полностью соответствует общему порядку. При этом обращению в Росреестр может предшествовать снос непригодного для использования объекта. Из заслуживающих внимания нюансов, необходимо отметить следующие:
- Если вместе с домом с учета снимается земельный участок, потребуется межевой план. Составлением данного документа занимаются кадастровые инженеры из числа действующих членов СРО. Поэтому при отсутствии плана собственник может одновременно заказать комплекс работ, связанных с межеванием и обследованием капитального здания, подлежащего снятию с учета.
- При наличии у дома нескольких собственников, заявление подается от имени каждого правообладателя либо тем из них, на которого оформлена доверенность.
Сроки рассмотрения и результат
Согласно действующему регламенту, регистрация прекращения прав и исключение объекта из кадастра осуществляется в течение 10 дней от даты поступления заявления в уполномоченный орган. Продолжительность данного периода увеличивается при подаче документов через посредническую организацию, в лице которой выступает МФЦ.
По результатам рассмотрения пакета документов при отсутствии нарушений Росреестр принимает положительное решение, которое оформляется в форме выписки из ЕГРН.
Отказ в снятии
В число возможных причин отказа в осуществлении запрошенных действий можно включить следующие:
- Подача заявления ненадлежащим лицом или заявителем, не имеющим право на обращение (например, несобственником или гражданином без доверенности).
- Предоставление заявителем неполного пакета документов либо предоставление заявления без приложения.
- Несоответствие представленных документов требованиям закона (от составления акта обследования лицом, не имевшим на это законного права, до оформления документов неподобающим образом).
В ряде случаев уполномоченный орган практикует процедуру приостановления регистрационных действий, что применимо, когда причина отказа является устранимой. Так, например, заявитель может донести недостающий документ и тем самым инициировать возобновление приостановленного процесса.
Обжалование действий уполномоченного органа в части отказа снять объект с учета и прекратить в отношении него права уместен лишь тогда, когда собственником соблюдены все требования законодательства, а госрегистратор не привел в обоснование отказа убедительной причины.