Территория, которая относится к категории земель водного фонда, может использоваться для обеспечения нужд населения: проживания, ведения хозяйства и даже промышленности. Есть определённые правила, которых придерживаются собственники и арендаторы наделов такого типа. За нарушение правил предусмотрены штрафные санкции, так как водные ресурсы всегда относятся к жизненно-важным и охраняемым.
Понятие водного фонда
В состав территории этого назначения входят:
- дно водных объектов: озёр, рек, морей, протоков;
- береговая линия;
- прибрежная территория, размер которой определяется на законодательном уровне и зависит от типа водного объекта и его экологической и экономической ценности.
По закону водным объектом признаётся территория:
- постоянно содержащая воду. Временные образования, возникшие в результате дождей или подтоплений, не учитываются;
- зависящая от окружающей среды: естественно пополняется реками или подземными источниками. Бассейны и рукотворные озёра, о пополнении которых заботится только человек, не учитываются;
- находящаяся на поверхности. Подземные источники, реки и озёра могут располагаться на землях других категорий, в том числе, промзоны.
Законодательство в сфере водных ресурсов
Все объекты, попадающие под действие специального законодательства, регистрируются в Едином Реестре Водных Объектов.
Нормы, так или иначе касающиеся этого типа ресурсов, встречаются в документах:
- Водный Кодекс РФ;
- Земельный Кодекс РФ;
- Гражданский Кодекс РФ;
- ФЗ 68;
- ФЗ 155;
- ФЗ 172;
- Распоряжение Правительства «Водная стратегия РФ до 2020 года»;
- региональные документы, касающиеся вопросов использования и охраны водных объектов.
В России почти 10% территории относится к этой категории. По этому показателю у нашей страны второе место в мире после Бразилии. В одних регионах сосредоточено большое количество водных объектов, в других их значительно меньше.
В некоторых субъектах можно встретить особо охраняемые, реликтовые озёра, болота, пруды. Многие объекты сосредоточены на территории заповедников и заказников, иногда являются их основой (например, Национальный Парк Зюраткуль в Челябинской области или Богдинско-Баскунчакский Заповедник в Астраханской области). Поэтому региональное законодательство обеспечивает более надёжную охрану водных объектов в дополнение к федеральным нормам.
Целевое назначение участков категории водных ресурсов
Границы территории водных ресурсов определяются общим законодательством:
- наиболее удалённая линия отлива – для морей;
- среднемноголетнее значение уровня воды – для озёр;
- нормальный уровень воды безо льда – для водохранилищ, прудов;
- границы торфяных залежей – для болот.
К этому значению добавляется понятие береговая линия. Её невозможно заполучить в собственность, она относится к земле общего пользования, как и сам водный объект.
Если территория не относится к заповедной, она может быть использована в соответствии с целевым назначением.
Что можно и нельзя делать на водных территориях
Закон разрешает:
- строить на берегу здания для нужд населения: обеспечение питьевой водой, создание прогулочных зон и мест отдыха, строительство офисных зданий;
- возводить объекты обеспечения хозяйственной деятельности: насосные станции для полива полей, хозяйственные корпуса для рыбоводства, птичники и тд.;
- возводить дома ИЖС;
- пользоваться поверхностью воды в целях создания порта, мест хранения плавсредств, водных станций и тд.;
- использовать толщу воды для выращивания рыб, культивирования полезных водных растений и тд.
Закон запрещает:
- делать из водных объектов хвостохранилища, отстойники, отходники любых веществ и предметов;
- создавать на прибрежной территории свалки;
- сливать стоки промпредприятий и отходы от ведения сельскохозяйственной деятельности;
- прокладывать нерегулируемые дороги, подъезжать на автомобиле к кромке воды;
- мыть автотранспорт на прибрежной территории с использованием воды гидроучастка, а так же привезённой водой;
- создавать близ кромки воды места хранения вредных веществ, агрессивной химии, ГСМ.
Пользоваться водными объектами можно только в соответствии с законом. Каждый тип объекта имеет список разрешённых типов использования, характерных для конкретной территории.
Есть три пояса территории по возможностям её использования:
- строгий режим – земля вокруг гидротехнических сооружений и источников обеспечения водой. Находиться на этой территории может только собственник (обычно – представитель муниципалитета, осуществляющий контроль над объектом);
- зона ограничения – территория прибрежной полосы. Строительство объектов возможно лишь после получения санитарного разрешения;
- зона наблюдения – близкая к воде территория. Здесь повышенное внимание уделяется контролю за санитарно-эпидемиологическим и экологическим состоянием: чтобы в воду не попали источники заражения или загрязнения, которые скажутся на благосостоянии граждан.
Административная и даже в некоторых случаях уголовная ответственность предусмотрена за следующие виды запрещённого использования водных ресурсов:
- проникновение на запрещённую зону (особо охраняемая);
- пахота в водоохранной зоне;
- несанкционированная вырубка леса;
- устройство скотомогильников, кладбищ и иных объектов, создающих эпидемиологическую угрозу;
- ведение фермерского хозяйства;
- загрязнение территории ядовитыми химическими соединениями, в том числе, удобрениями;
- загрязнение или нарушение функционирования подземных вод;
- организация сброса ядов в воду.
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил использования водоохранной территории возлагается на:
- самих граждан-водопользователей;
- муниципалитеты;
- региональные и федеральные службы мониторинга.
Содержание водных ресурсов в чистоте и экобезопасности – первостепенная задача для государства, так как чистая вода относится к жизненно-важным ресурсам. Потеря источника пресной воды зачастую оказывается невосполнимой, а внедрение в морские экосистемы может обернуться экологической катастрофой региона.
Собственники водных ресурсов
Крупные гидрообъекты могут принадлежать только государству.
Остальные:
- находящиеся на границах нескольких регионов – во владении федеральных властей;
- обособленные – на балансе регионов;
- территории с прудами и обводнёнными каналами – принадлежат как региональным властям, так и частным лицам, физическим и юридическим.
К федеральной собственности всегда относятся:
- курортные зоны;
- заповедники, заказники, нацпарки;
- территории, предназначенные для нужд обороны.
Собственником самого водного объекта частное лицо быть не может. Право владения оформляется только на землю, на которой располагается гидроучасток.
Имущественные отношения с водными ресурсами
Как можно пользоваться и владеть гидрообъектами:
- для личных нужд, не противоречащих закону: гулять вдоль территории, купаться, плавать на лодках, брать воду для личных целей и тд. Это касается общедоступных территорий;
- строить на территории объекты с учётом санитарных норм такого вида деятельности;
- краткосрочная и долгосрочная аренда, обязательно с сервитутом, который обеспечит свободный доступ к воде по арендованной территории для водопоя, забора воды, швартовки суден;
- полноправное владение участком (собственность), в составе которого есть доступ к воде, так же с сервитутом.
Личное пользование
Касается только береговой линии. Она не может принадлежать частному лицу даже, если находится на его территории.
Аренда
Договор аренды заключается с федеральным агентством Росводоресурсов.
Не требуется:
- для видов деятельности, связанных с использованием плавсредств;
- промыслы: охота, рыболовство, рыбоводство;
- гидрографическая, геологическая, топографическая деятельность с целью обучения или проведения исследований, наблюдений;
- организация водопоя или полива ЛПХ.
В некоторых случаях потребуется лицензия на деятельность.
Договор водопользования (аренды) нужен:
- для забора воды в промышленных масштабах (полив СХЗ, организация искусственного водного объекта);
- создание акватории, рекреации;
- строительство и ввод в эксплуатацию гидроэлектрических сооружений.
Правила перевода и изъятия земель водного фонда
Оформить в собственность можно только часть водного объекта или весь целиком, если он имеет небольшие размеры (пруд, маленькое озеро). Существует принцип муниципального владения: как можно больше водных ресурсов оставлять под ответственностью государства.
Кроме того, администрация может принудительно изъять территорию с гидроучастком, если есть основания для этого: он нужен для обеспечения благосостояния населения, либо несколько участков, принадлежащих разным владельцам, не могут существовать и использоваться обособленно.
Виды изъятия:
- принудительное по решению суда;
- изъятие с компенсацией (денежная или предоставление другого надела);
- изменение формы собственности (реквизиция, долгосрочная аренда, сервитут, решение о присвоении земле категории водного объекта).
Принципы смены категорий водного фонда таковы, что государство не обязательно изымет нужный участок навсегда. В случае, если на территории планируется строительство важного социального или экономического объекта, надел может быть реквизирован: то есть, право собственника временно будет ограничено. Временной промежуток – от 2 до 20 лет.