add share buttons

Аренда участка земли у администрации

Взять в аренду

Земли в пределах населённого пункта делятся на частные и муниципальные. Чтобы взять в аренду земельный участок у администрации города или села, нужно подготовить документы и определиться с желаемым расположением, площадью, сроком и назначением. Договор аренды – практически всегда срочный (то есть, имеет ограничение по времени) с возможностью дальнейшего продления или выкупа. Способов взять надел в возмездное пользование несколько, достаточно выбрать наиболее подходящий.

Основания для получения земли в аренду

Заключение договора с арендодателем-муниципалитетом регламентируется:

  • Гражданским Кодексом (ст.606, гл.34);
  • Земельным Кодексом;
  • региональными документами.

Законодательство определяет аспекты сделки:

  • какие участки подходят, а какие нет;
  • порядок заключения договора аренды участка в муниципальной собственности;
  • особенности сделок, исходя из целей пользования, определённых арендатором;
  • возможности и обязательства сторон;
  • возможность выкупить участок в дальнейшем.

Основополагающим фактором становится цель, ради которой арендуется надел. Она будет отражена в договоре и определит дальнейшую судьбу участка: продление аренды, отказ от аренды или выкуп.

Условия получения

Взять участок под бизнес, сельхоз деятельность или строительство может:

  • гражданин, достигший совершеннолетия, дееспособный;
  • индивидуальный предприниматель;
  • фирма, общество и другое юридическое лицо.

Не ограничивается арендатор ни по юридическому статусу, ни по «прописке»: арендовать может не только субъект, зарегистрированный в РФ, но и иностранец

.

Чтобы сделка завершилась успешно, нужно собрать документы, заключить договор и провести его регистрацию. Но прежде – определиться с целью аренды:

  • для частных нужд (возведение жилого дома для семьи, возделывание);
  • создание собственного рабочего пространства: офиса, гаража, бокса, площадки и тд;
  • возведение крупного капитального сооружения: жилого или офисного дома, магазина, парковки и тд;
  • сельскохозяйственная деятельность в крупных масштабах (с использованием производственных мощностей).

Ограничения

Получить отказ от администрации города или сельского поселения можно, если желаемый надел попадает под категорию закрытых, особо опасных или охраняемых территорий:

  • школы, университеты, техникумы, детские сады и тд;
  • национальные парки, заповедники, пограничные государственные территории;
  • земли, предназначенные для нужд обороны или органов исполнительной власти;
  • полигоны для захоронения особо опасных веществ и кладбища.

Кроме того, невозможно заключить сделку по наделу, который уже находится в долгосрочной аренде. Муниципалитет не решает вопросы земель, находящихся в частной собственности. Прочие же земли, которые носят статус так называемых свободных, могут быть переданы во временное пользование после решения комитета.

Этапы аренды земли у администрации

Лицо, принявшее решение арендовать землю у администрации, должно провести подготовительную работу. Сделка эта не из простых, поэтому лучше получить консультацию специалиста или даже обратиться за помощью в подготовке и оформлении бумаг.

Первый этап – поиск нужного участка. Он должен подходить по назначению к цели аренды, быть достаточным по площади, удобным по расположению.

Второй этап – участие в торгах или составление заявки на аренду.

После одобрения сделки – третий этап. Арендатор должен:

  • подготовить документы
  • заключить договор с администрацией;
  • зарегистрировать его в Росреестре. На этом этапе могут понадобиться дополнительные действия: проведение межевания, получение документов на участок, кадастрового номера.

В дальнейшем остаётся лишь придерживаться пунктов договора и вовремя вносить арендную плату, продлевать договор или выкупать надел.

Составление договора

Полный переход прав на земельный надел происходит через подписание договора, а в некоторых случаях – и его регистрацию. Образец договора можно найти на сайте муниципалитета. Документ должен содержать:

  • данные об участниках сделки: контакты, наименования с регистрационными данными или персональная информация;
  • данные о самом земельном наделе, взятые из кадастрового паспорта: его расположение, площадь, назначение, номер. В приложении к договору должен быть план участка с координатами поворотных точек и иной технической информацией;
  • обязанности арендатора и арендодателя;
  • права и ограничения для сторон (например, при наличии на участке выхода на водоём этот выход должен оставаться доступным);
  • прочие нюансы сделки (например, аренда с обязательным последующим выкупом);
  • срок действия документа;
  • размер оплаты, способ внесения и даты платежей;
  • подписи сторон: уполномоченного представителя муниципалитета и арендатора;
  • дата и место заключения сделки.

Документы

Для подачи заявки понадобятся:

  • паспорт заявителя или регистрационные данные компании;
  • ИНН;
  • заявка в письменной форме;
  • квитанция о внесении задатка для тех, кто участвует в торгах.

Для оформления договора понадобятся:

  • удостоверение личности арендатора;
  • кадастровый паспорт земельного надела;
  • документы, подтверждающие право на льготу – для льготников.

Порядок заключения договора предусматривает льготы на аренду.

Следующие льготные категории граждан могут оформить сделку с муниципалитетом на особых условиях: по сниженной ставке или бесплатно (зависит от назначения и целей):

  • многодетные семьи – понадобится удостоверение и свидетельства о рождении всех детей;
  • семьи с детьми-инвалидами – понадобится справка МСЭ, свидетельство о рождении ребёнка;
  • очередники, нуждающиеся в расширении жилья – справка из соцзащиты;
  • пенсионеры – пенсионное удостоверение;
  • инвалиды – справка МСЭ;
  • сельские работники и молодые специалисты, переехавшие жить в село – соответствующие трудовые договора или подтверждение участия в программе «молодые специалисты»;
  • военнослужащие, ветераны горячих точек и ВОВ – военные удостоверения, справки;
  • граждане, имеющие награды – наградное свидетельство.

Это примерный список, в который региональные документы могут вносить коррективы. Льготник обязательно должен предоставить оригинал документа, подтверждающего особое право на получение земли муниципалитета в аренду.

Регистрация договора обязательна, если он заключён на срок более чем 1 год. Для регистрации в Росреестре потребуется:

  • те же документы, что на составлении договора;
  • сам договор;
  • квитанция о госпошлине.

Сроки

Аредна земли у администрации поселенияСрок действия договора аренды условно лимитирован: заключить сделку можно не более чем на 49 лет (долгосрочные отношения – заключённые на период от 5 до 49 лет). После окончания действия соглашения оно может быть продлено неограниченное количество раз. На такой срок выдаются земли без капитальных построек и жизненно-важных объектов (газопровод, водопровод, электрический столб и тд).

Если на территории арендатор планирует возвести капитальное строение, срок действия бумаги ограничивается днём окончания строительства. Такая бумага называется договором краткосрочной аренды (до 5 лет). Это условие обязательно прописывается в соглашении, с пометкой о дальнейшей судьбе земли: она будет выкуплена или снова взята в аренду. Если земля получена для строительства дома, то закончить его нужно не позже трёх лет с момента начала действия договора.

Регламенты, установленные федеральным законодательством (ст.39,8 Земельного Кодекса):

  • 3-5 лет – дачное хозяйство (с правом выкупа на особых условиях);
  • 3-10 лет – под строительство крупного здания, сооружения, бокса, склада, мастерской и тд;
  • 20 лет – под ИЖС с землёй для обработки;
  • 3-49 лет – сельхоздеятельность в промышленных масштабах;
  • 49 лет – тем, чьё капитальное сооружение находится на арендуемой территории. На этот срок возникает право разместить линейные объекты.

Стоимость

Стоимость аренды у муниципалитета зависит от нескольких факторов:

  • назначение надела и цели его использования;
  • рыночная и кадастровая стоимость;
  • налоговая планка.

Расчёт цены аренды земли у государства производится по формуле:

А (арендная плата) = КС (кадастровая стоимость) х СК (коэффициент)

СК может быть:

  • 0,01 – для налоговых льготников;
  • 0,06 – для земель личных подсобных хозяйств;
  • 1,5 – для застройщиков;
  • 2 – для разработчиков руд и полезных ископаемых.

Начальная стоимость участка на торгах тоже определяется по формуле:

А (аренда) = П (площадь) х ЗК (зональный коэффициент) х БРС (начальная региональная ставка) х ПК (поправочный коэффициент).

Размеры коэффициентов зависят от статуса земли, её расположения, пригодности к тем или иным работам, и других региональных норм. Узнать о них подробнее можно в Земельном комитете того района, где предполагается арендовать надел.

Чтобы получить право участия в торгах, нужно оплатить 12-15% от начальной стоимости аренды.

Заключительный шаг

Подписанный договор должен быть в кратчайшие сроки доставлен в Росреестр (или МФЦ) для регистрации. Делает это, конечно, арендатор. В целом, это в его интересах: зарегистрированная сделка накладывает запрет на совершение иных регистрационных действий на участок: его нельзя будет повторно сдать в аренду или передать во владение. Законной может быть признана только зарегистрированная сделка, если срок аренды в договоре более 1 года.

Регистрация занимает 5-7 дней при обращении напрямую в Росреестр и 10-14 дней, если обращаться через посредника – многофункциональный центр. Полученное свидетельство о регистрации (кадастровый паспорт с отметкой) нужно отнести в муниципалитет. Предоставление окончательного разрешения на использование земли происходит после этого визита.

Варианты получения участка в аренду

Получить надел можно одним из способов:

  1. Стать участником торгов, инициированных муниципалитетом или самим потенциальным арендатором. О предстоящих торгах можно узнать на сайте муниципалитета, в официальных источниках (региональные СМИ), или обратившись лично в муниципалитет. Оплатить задаток и заявиться нужно не позднее, чем за 5 дней. Заявку можно подать лично или через сайт. Выигрывает тот, кто предложит наиболее выгодные для государства условия, либо единственный участник. В случае проигрыша в торгах задаток возвращается на лицевой счёт, указанный в заявке.
  2. АдминистрацияОбратиться с заявкой о предоставлении конкретного участка, находящегося в государственной собственности. Выбрать его можно при помощи ресурсов, предоставляющих доступ к информации о свободных землях. После регистрации заявки муниципалитет проверяет желаемый надел на ограничения, и если не находит таковых, разрешает аренду.
  3. Попросить выделить участок в соответствии с нуждами. Делается это тоже через заявление. Наиболее долгий способ, так как на рассмотрение, поиск и проверку может уйти до 2 месяцев.

Заявка на торги или участок составляется по следующей схеме:

  • данные получателя, которому адресована заявка: земельный комитет или иное ведомство, его адрес;
  • персональные данные потенциального арендатора, его правовой статус, ИНН;
  • информация о желаемом участке: конкретный адрес или примерные требования (площадь, форма, адрес) с просьбой подобрать подходящий надел;
  • подробное описание планов на землю: для чего будет использоваться, почему нужна именно эта площадь, каковы цели и сроки аренды.

К заявке прилагаются оригиналы и копии всех упомянутых в ней бумаг.

Заключение

Взять в аренду землю у государства легко, если соблюдать регламент по сбору документов. Процедура может длиться 2-4 месяца. Снять участок с аренды и разорвать договор можно в любой момент, уведомив вторую сторону не менее чем за три месяца. В некоторых случаях условия снятия, с участка статуса арендованного прописываются в договоре (особенно, если земля берётся для возведения капитального объекта). Главное правило арендатора – своевременная оплата всех полагающихся сумм и использование земли по указанному в соглашении назначению.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн юридическая консультация