add share buttons

Получить кадастровый паспорт на земельный участок. Какие документы нужны и каким образом это сделать быстрее и проще.

Кадастровый паспорт

Земельный кодекс предполагает наличие у законного землевладельца определённого набора документов на надел. Имя на руках полный пакет, можно защищать свои интересы в суде, продавать, дарить или обменивать землю в любой момент, не тратя время на получение бумаг. Один из документов – кадастровый паспорт, он содержит ключевую информацию о наделе. Как получить кадастровый паспорт земельного участка, и заменяет ли выписка из ЕГРН эту бумагу?

Суть документов и их различия

До 2018 года землепользователям полагалось иметь два документа: кадастровый паспорт и свидетельство о праве (так называемая «зелёнка»). Первый содержал техническую информацию по объекту, а второй – подтверждал право владения.

ФЗ 218 изменил список правоустанавливающих документов. Теперь по большому счёту достаточно забрать из Росреестра выписку на земельный надел, чтобы иметь на руках подтверждение права собственности. Но кадастровый паспорт при этом не перестал существовать как юридическая единица. В некоторых случаях без него не обойтись.

Содержание кадастрового паспорта

Этот документ предоставляет исчерпывающую информацию об участке, которые были зафиксированы в реестре:

  1. текущий номер участка и данные о предыдущих номерах, если есть;
  2. дата внесения номера в реестр;
  3. местоположение  (полный адрес, возможно, с координатами GPS);
  4. категория и назначение земли (ИЖС, СНТ и др);
  5. разрешённое и фактическое использование;
  6. площадь;
  7. кадастровая стоимость;
  8. форма, план, чертёж;
  9. схема, поворотные точки, форма границ;
  10. информация о владельце и виде права;
  11. прочие особенности (обременения от судебных приставов, запрет на регистрационные действия, договор аренды или сервитута, и тд).

Кадастровый паспорт может быть откорректирован при смене владельца, передаче в реестр данных о сдаче в аренду, об уточнении местоположения границ, с течением времени меняется и кадастровая стоимость.

Паспорт необходим при:

  • совершении любой сделки с участком: продажи, обмена, дарения, вступления в наследство, передачи в арендное пользование;
  • планировании строительства на территории (перед началом стройки нужно получить разрешение);
  • обращении в банк с целью взять кредит или заём, предложив участок в залог;
  • оформлении льгот или субсидий;
  • процедуре уточнения местоположения границ.

Выписка из ЕГРН: заменяет ли кадастровый паспорт

Выписки бывают нескольких типов, по характеру содержания:

  • общие сведения (основные данные технического плана и правоустанавливающие сведения);
  • информация обо всех владельцах (подробные сведения о собственниках и арендаторах, которые когда-либо были внесены в реестр, и на каком основании они сменяли друг друга: переходил ли участок по наследству, по договору купли-продажи и тд);

Чаще всего используется общая выписка с основными сведениями:Выписка из ЕГРН

  1. тип объекта;
  2. дата выдачи бумаги;
  3. номер в кадастре и дата его присвоения;
  4. местоположение;
  5. размеры;
  6. цена;
  7. категория и назначение земли;
  8. особые отметки;
  9. получатель выписки;
  10. персональные данные правообладателя земли: фамилия, имя, отчество;
  11. документ, на основании которых к землевладельцу перешло право собственности;
  12. информация об обременениях и ограничениях;
  13. прочие сведения, касающиеся регистрации.

С 2018 года выписка из ЕГРН с общими сведениями – самодостаточный документ на объект недвижимости.  Так как в нём содержится вся основная информация о земельном наделе, нет необходимости получать кадастровый паспорт отдельно.

Условия получения кадастрового паспорта

Документ выдаётся только на зарегистрированный объект, учтённый в кадастре. Получить бумагу может собственник, арендатор или лицо, на которого оформлена нотариальная доверенность с разрешением на получение.

Чтобы поставить земельный участок на учёт в кадастр, нужно иметь на руках межевой план

. Его составляют уполномоченные лицензированные геодезические организации. Межевание включает несколько этапов:

  • информирование владельцев соседних участков о предстоящем межевании;
  • геодезические работы на местности: установка поворотных точек, определение границ на местности, замеры и составление плана участка;
  • камеральный этап с оформлением полученных данных на бумаге: техническая информация и графический план участка;
  • получение готового межевого (технического) плана.

Документы для получения кадастрового паспорта

  • удостоверение личности заявителя (собственника, арендатора, уполномоченного) – паспорт;
  • для уполномоченного – нотариально заверенная доверенность;
  • свидетельство о праве собственности или договор аренды;
  • основание получения права;
  • межевой (технический) план, согласованный с собственниками (арендаторами) соседних участков;
  • заявление и чек на оплату госпошлины.

Если среди собственников есть несовершеннолетние, потребуется также разрешение от органов опеки.

Оформление через Росреестр

Росреестр – учреждение, в базе данных которого содержится информация обо всех участках. Поэтому так или иначе, любой запрос обязательно доходит в эту организацию.

Личное посещение

В территориальный отдел Росреестра можно обратиться лично, имея на руках полный пакет документов. Заявление на выдачу кадастрового паспорта можно написать непосредственно в день обращения.

При личном обращении сотрудник Росреестра на месте проверяет количество предоставленных документов. Он примет заявление только при наличии всех необходимых бумаг.

Отправка письма

Возможно заочное обращение в Росреестр посредством почты. В этом случае сроки выдачи кадастрового паспорта увеличиваются, как и шансы на отказ (например, если окажется, что поданные документы не соответствуют правилам). Все копии в этом случае должны быть заверены нотариусом.

Оформление через сайт

Сайт Росреестра позволяет сэкономить время, но заполнение заявления через него имеет свои особенности. Чтобы оформить запрос на выдачу кадастрового паспорта через интернет, нужно:

  • заполнить электронное заявление;
  • выбрать способ оплаты;
  • способ получения готового документа (в электронном или в бумажном виде).

В дальнейшем система оповестит о готовности документа посредством электронного письма.

Оформление через Госуслуги

Этим способом может воспользоваться любой гражданин, имеющий регистрацию на портале. На сайте Госуслуг есть подробная информация о необходимых документах и о способах их получения.

Чтобы получить услугу через интернет, нужно:

  1. авторизоваться на портале;
  2. выбрать из перечня вкладку «федеральная служба госрегистрации, кадастра и картографии»;
  3. выбрать услугу «предоставление сведений из кадастра недвижимости»;
  4. заполнить предложенную форму;
  5. выбрать способ оплаты: безналичный или через банк;
  6. выбрать способ получения документа.

Когда документ, запрошенный через Госуслуги, будет готов, система оповестит пользователя в Личном Кабинете и электронным письмом.

Оформление в МФЦ

Многофункциональные центры позволяют сократить время пребывания в госучреждении. Практика показывает, что время ожидания в МФЦ меньше, чем в Росреестре, а получить информацию и заказать кадастровый паспорт проще.

Процедура получения кадастрового паспорта в МФЦ похожа на личное обращение в Росреестр. Разница лишь во времени обработки информации. Многофункциональный центр является посредником между заявителем и Росреестром. Некоторое количество времени будет потрачено на передачу пакета документов в реестр и возвращение их с готовым паспортом. Получать документ нужно будет так же в МФЦ. О готовности можно будет узнать по телефону или явившись лично спустя указанный период.

Стоимость получения кадастрового паспорта

  • физлицо, получающее бумажный вариант паспорта – 750 р;
  • физлицо, получающее электронный вариант – 300 р;
  • юрлицо, получающее бумажный вариант – 2200 р;
  • юрлицо, получающее электронный вариант – 600 р.

Заключение

Срок изготовления кадастрового паспорта – от 5 рабочих дней при личном обращении в Росреестр до 1 месяца, если пришлось воспользоваться самым длительным способом – через почту. Кадастровый паспорт бессрочный, обязательно менять его только в нескольких случаях: если сменился собственник, если были изменены границы участка (участок расширился или уменьшился на законных основаниях) или изменилось назначение земли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн юридическая консультация